Публикации

Достичь понимания


Дизайн входит в нашу жизнь с момента рождения. Форму детского стульчика, удобство рабочего стола, комфорт кровати, цвет штор, яркость света в гостиной... Мы начинаем оценивать свое пространство каждое утро с момента пробуждения. Каждый из нас рано или поздно начинает создавать свою предметную среду, свой интерьер, и у каждого из нас есть свое мнение, каким должно быть ЕГО пространство. Стремление к украшению своего дома заложено в нас на уровне интуиции. И зачастую мы совершенно четко знаем, как это нужно сделать, не имея соответствующего образования. Когда же и зачем нужен дизайнер в современных условиях? Казалось бы много книг по дизайну и всевозможных советов, огромный выбор в магазинах отделочных материалов и консультанты работают, и личных измышлений КАК НАДО достаточно. Дизайн-проект-вещь, безусловно, полезная и дорогая. А в некоторых случаях он просто необходим, например, когда фантазия никак не желает довольствоваться только косметическими изменениями и требует решительных действий - пересмотра самой планировки квартиры. Если желаний так много, что в голове начинается хаос, тогда точно нужна помощь специалиста.

И тут приходит дизайнер засучивает рукава и летит на встречу реализации своего проекта: Своего проекта. А насколько дизайнера интересует этот человек, который хочет построить свой дом, а главное - жить, как ОН хочет?...

Дизайнер профессия творческая, но только почему-то мы не можем творчески подойти к вопросу отношений с заказчиками. Все сводится к тому, что мы воспринимаем заказчика как спонсора НАШЕГО гениального проекта, разумеется, ничего не смыслящего каким должен быть ЕГО дом. В идеале он должен быть с толстым кошельком и НЕМОЙ.

Дизайн в первую очередь ориентирован на человека, а мы, получается, всячески стараемся отгородиться от него. "По мере того, как человек достигает благосостояния, его первым желанием становится, чтобы кто-то занимался его желаниями, у него на глазах формулируя и облекая их в образы"-пишет французский философ Жан Бодрийяр. Соответственно, наш заказчик обращается к дизайнеру в надежде найти заботу и понимание, а не предоставить ему свою квартиру или коттедж для САМовыражения дизайнера. Чем больше объект, тем больше азарт у дизайнера: вот я тут развернусь. А у заказчика включается счетчик в голове, начинается паническая сверка предложенного с собственным представлением о пространстве. В процессе работы он естественно пытается активно вмешиваться либо в тот, либо в другой аспект. А потом говорит: а вот тут мне не нравиться, а вот тут я поставлю стул, а поменяйте мне цвет и немного упростите, дорого. По словам многих моих коллег, да и по собственному опыту знаю - настроение падает, азарт пропадает, и думаешь: такую гениальную мысль не оценили. А все почему? Да потому что нас не интересуют желания именно этого человека.

С чего должна начинаться работа дизайнера? С того, что есть некий объект? Квартира? Офис? Нет.

А с чего? С простой беседы. Да, все мы обязательно предварительно общаемся, но что при этом происходит. Дизайнер рассказывает, какой он хороший, какие замечательные у него есть проекты. Заказчик при этом думает: а у вчерашнего-то, картинки лучше были. Потом идет к следующему и т.д. пока у него голова кругом не пойдет. В результате он скорее всего будет выбирать по цене, а в этом случае "лучшее предложение" всегда будет у студентов нашей академии. Конечно, и им нужно свой опыт приобретать. Но вот опять СВОЙ.

А как можно бы было поступить? Только слушать. Все что нужно для создания идеи уже заложено в желании заказчика. Дизайнер может позволить себе руководствоваться интуицией, эмоциями и прочими нематериальными категориями, для того чтобы понять заказчика. Для этого нужно слушать и слушать. Многие проблемы в отношениях возникают, из-за неверно истолкованной информации. В результате - ошибки в расчетах или необходимость внесения изменений в проект. И, как правило дизайнеры обвиняют в этом своих не дальновидных заказчиков, мол это он не уточнил, это он вдруг вспомнил, когда проект уже почти готов, это он не может определиться с выбором, а вот эту "ШТУКУ" он воткнул сам, и т.д. Как часто мы можем признать, что были не правы? Практически никогда. Скорее чувствуем себя не понятыми. А что при этом думает о нас заказчик? А вот что: все дизайнеры одинаковые, им бы только красивые картинки рисовать, еще и денег столько запросил, а у него все чертежи с ошибками, наворотил того, что нельзя выполнить, разорюсь я с таким дизайном. Какое уж тут сотрудничество и понимание.

Проблема эта может быть и объективной, и субъективной, но в любом случае она серьезная, ибо порождает целую цепочку других проблем, которые чаще всего и служат сначала причиной разногласий между дизайнером и заказчиком, а позже причиной разочарований и неоправдавшихся надежд с обоих сторон. Вот со временем приходит понимание что ситуация эта находится в тупике и возникает риторический вопрос: а что же дальше? Каковы перспективы наших отношений.

Может быть подойдя к заказчикам с другой стороны, мы сможем изменить их мнение об необходимости нашей профессии и ее значимость.

На самом деле все просто - послушайте своего заказчика. Он хочет то, это, одно, другое. Это его право, нельзя заставить человека отказаться от своих желаний. При появлении заказчика на горизонте мы усиленно пытаемся объяснить ему состав проекта, его необходимость, объем папки проекта, качество зD графики. А ему ЭТО нужно? Дизайн-проект является неким продуктом, имеющим материальное обоснование и соответственно цену. Но все прекрасно понимают, что важна не папка с проектом, а ИДЕЯ, на которую надеется заказчик. К нам однажды обратился клиент, и после всех бесед и предоставления нами сметы на проект он говорит: вы же специалисты, зачем вам картинки, давайте я только 10 рублей за развертки заплачу. На что мы ответили: вы совершенно правы, что мы специалисты, и поэтому стоимость проекта и есть стоимость идеи, а развертки это техническая составляющая, без которой невозможна точная реализация. Понимание между нами было достигнуто.

Наумова М.А